Поиск
тел: +7 (812) 380-77-77
+7 (495) 970-01-22

О, Будда, жемчужина в цветке лотоса, или буддизм в России

В России исповедуют буддизм — он считается одной из основных четырех религий, вместе с христианством, исламом и иудаизмом. В разных регионах страны буддисты читают мантру «о, Будда, жемчужина в цветке лотоса» и вспоминают лотосовые поля в дельте Волги. Говорят, семена дивного восточного цветка в Поволжье привезли буддистские монахи. Предлагаем пройти по пути буддизма в России под мантру «ом мани падмэ хум»

 

Что такое буддизм

 

Однажды в Индии, в королевской семье, родился мальчик — Сиддхартха Гаутама. Родители хотели спрятать его от мира, чтобы он жил в безмятежности, не ведая страданий. Казалось, план родителей удался — принц жил в неведении во дворце, но однажды выбрался за ворота и своими глазами увидел несовершенство этого мира. Нищего старца, больного, не первой свежести труп и монаха-отшельника. Из всего увиденного его привлек путь отшельника, и принц Гаутама покинул дворец.

 

Он стал аскетом — много медитировал и изнурял плоть. В один прекрасный день Гаутама забрел в рощу, сел под священным фикусом и в медитации обрел истину. Истина заключалась в том, что жизнь есть страдание, страдание вызвано желанием, и, если освободиться от желаний, то можно избавиться от страданий и достичь просветления. После познания истины, Гаутаму стали называть «пробудившимся», или Буддой, а его учение о том, как вырваться из колеса желаний — буддизмом.

 

Буддизм в России

 

 

Основные центры буддизма в России — Бурятия, Калмыкия и Тува. Здесь в пейзаж чудесно вписаны ступы — конические сооружения, которые несут в мир гармонию и процветание. На изогнутой крыше небо держат дацаны или хурэ — буддистские монастыри и по совместительству университеты. Крутятся молитвенные барабаны. На ветру развеваются разноцветные флажки и возносят к небу молитвы. Но так было не всегда — у буддизма в России есть и черные страницы.

 

Гонения начались в тридцатые года прошлого века — В Калмыкии и Туве сожгли все храмы. Лам арестовывали, ссылали и расстреливали. Объявляли шпионами и врагами народа. Послабление случилось только после Великой Отечественной, когда было создано Центральное Духовное управление буддистов СССР. Чудом выжившие ламы начали тайно проповедовать буддизм и практиковать тибетскую медицину. В полную силу буддизм возродился только в девяностых годах — Далай-Лама посетил Элисту в Калмыкии и благословил строительство храма-хурула. Сегодня буддизм — часть национального сознания в Бурятии, Туве и Калмыкии.

 

Бурятия

 

 

Буддизм пришел в Бурятию из Монголии и вскоре встал официальной верой — указ об этом подписала сама императрица Елизавета Петровна. Буряты выдохнули с облегчением, объявили императрицу воплощением Белой Тары и принялись строить ступы и монастыри. Бурятия считается главной по буддизму в России — в сорока километрах от Улан-Удэ стоит Иволгинский дацан, а в нем нетленное тело ламы Итигэлова.

 

Лама Итигэлов был главой бурятских буддистов. Ближе к тридцатым годам прошлого века он внутренним взглядом оглядел перспективы буддизма при Сталине (весьма незавидные) и ушел в медитацию, плавно переходящую в нирвану. Ламу вначале похоронили, потом раскопали, потом снова похоронили и снова обрели тело — лама Итигэлов, как живой, сидел в кедровом кубе в позе лотоса. Сегодня нетленное тело ламы хранится в Иволгинском дацане — ученые не могут определить этот феномен и уверены только, что это не мощи и не мумия. Посетители дацана отмечают невероятное умиротворение, особенную энергетику, исполнение желаний и полное ом мани падмэ хум.

 

Тува

 

 

Буддизм пытался проникнуть в Туву с двух попыток. Вначале в форме южной ветви буддизма — тхеравады, которая предписывала не есть мяса убитых животных, но Тува немножко не жаркая Индия, где можно обойтись рисом и праной, и тувинцы не смогли. Инициатором второй попытки выступили монгольские ламы — они принесли в Туву более мягкий буддизм махаяны, и он прижился, переплетясь с тувинским шаманизмом. Тувинцы ходят в буддистские храмы, хурэ, и параллельно здороваются с духами природы. В монастырях год обучают послушника как будущего ламу, и год как шамана. Ламы лечатся у шаманов, и наоборот. Ламы женятся на шаманках — «все в семью», приговаривает лама, подсчитывая доход: традиционно тувинцы обращаются и к ламам и к шаманам, в зависимости от ситуации.

 

Главный буддистский храм в Туве — Цеченлинг. В конце прошлого века его строили всем миром — после ударной борьбы с религией в Туве не осталось ни одного храма, поэтому все пришлось начинать заново. Сегодня в храме Цеченлинг можно поговорить с ламами, посетить урок тибетского языка или философии буддизма. И, конечно, трижды обойти храм по часовой стрелке, касаясь всех углов, чтобы заработать хорошую карму.

 

Буддизм в Калмыкии

 

 

Предки калмыков — западные монголы, или ойраты. В семнадцатом веке они прикочевали на территорию Нижней Волги вместе со своими стадами, юртами и буддизмом. Буддизм монголы практиковали еще при Чингисхане — они заменили привычное шаманство на тибетскую религию ненасилия с пышными церемониями. Калмыки пошли еще дальше — отправили молодежь учиться в Тибет и получили благословения о постройке храмов от самого Далай Ламы. Так Калмыкия стала единственным регионом в Европе, где исповедуют буддизм.

 

Сегодня в Калмыкии самое большое количество буддистских храмов в России. Местные храмы называются «хурулы» — хурул в Элисте освящал сам Далай-лама XIV. Его построили всего за девять месяцев и назвали «Золотой Обителью Будды Шакьямуни» — он стал крупнейшим в Европе буддистским хурулом. Внутри самая большая в России и в Европе золотая статуя Будды высотой с трехэтажный дом. Вокруг грандиозного храма — молитвенные барабаны с мантрами внутри. Считается, что вращая такой барабан, человек одновременно медитирует, возносит молитву и улучшает карму.

 

Лотосы в дельте Волги

 

 

Долина лотосов в дельте Волги — дикое поле цветов, которые передают привет от Азии и являются священным цветком буддистов. По одной из версий, семена лотосов сюда занесли перелетные птицы, но нам больше нравится другая версия. Про буддистских монахов — как они шли по суровым тибетским нагорьям. Проходя через Маньчжурию, положили в заплечные сумки семена розовых лотосов, чтобы развеять их над Волгой вместе с буддизмом. «О, Будда, сокровище в цветке лотоса» — восхищенно выдыхает брат степей калмык при виде совершенного цветка, и крутя колесо сансары, обращается в буддизм.